Год назад перед нами стояла серьезная задача — перестроить отдел маркетинга и существенно расширить команду. Задача была не из простых, так как нужно было определить стратегию развития и наладить работу с HR-отделом, а уже потом начинать поиск нужных специалистов.
С чего мы решили начать
Когда мы начинали создавать команду отдела маркетинга, на тот момент у нас был CMO, директор по интернет-маркетингу, специалист по SEO и PR-специалист.
Начали мы с создания стратегии компании и ключевых метрик:
-
Вместе с руководителем компании определили ключевые каналы маркетинга
-
Из выбранных каналов расставили приоритеты по важности и загрузке
-
Определили желаемые результаты каналов и в чем они будут измеряться
-
Зафиксировали стратегию в наглядном виде
-
Оставили поле для гипотез и экспериментов на случай, если какой-то из каналов для нас был новым или не очень знакомым
Все это мы сделали для того, чтобы у нас был четкий и наглядный ориентир в работе, а также чтобы определить, кто именно из специалистов нам нужен и какой квалификацией он должен обладать.

Как эффективно использовать несколько видов рекламы и не утомить клиента
Мы разработали свою градацию маркетологов
Как мы уже упоминали ранее, нам нужно было наладить работу с HR-отделом, чтобы максимально эффективно закрывать вакансии в нужные нам сроки.
Мы не могли просто прийти и сказать, что нам нужен специалист какого-то уровня, не предоставив сначала четкий портрет подходящего нам человека. Поэтому мы разработали свою градацию маркетологов, чтобы HR-менеджерам стало ощутимо проще подбирать кандидатов.
1. «Свежачок»
Открывает нашу таблицу «свежачок» — это человек, который только начинает свой путь в маркетинге. Важно, чтобы он не боялся задавать вопросы и искать нужные ответы сам, если что-то непонятно, и с легкостью браться за новые задачи.
Вот краткий портрет такого «свежачка»:
-
Обучаемость
-
Гибкость
-
Умение работать в команде
-
Исполнительность
-
Коммуникабельность
-
Организованность
2. «Сочный фрукт»
Следующую ступень мы назвали «сочный фрукт».
Он уже:
-
Имеет опыт работы в маркетинге от 1 года
-
Может работать по плану, составленному руководителем без нарушения сроков
-
Осваивает 1 новый навык за месяц или два
-
Знает, чем занимаются специалисты других направлений маркетинга
-
Умеет расставлять приоритеты, продвинутые знания Trello, Google Docs, Excel
-
Понимает, что такое маркетинговая стратегия
-
Имеет базовые знания GA, UTM меток, Photoshop, copywriting
И, конечно же, важные качества такого «сочного фрукта»:
-
Динамичность
-
Общительность
-
Обучаемость
-
Мобильность
-
Мультизадачность
-
Стрессоустойчивость
-
Проактивность
3. «Энерджайзер»
Далее в списке идет «энерджайзер».
Это уже достаточно состоявшийся специалист, который обладает внушительным набором качеств:
-
Опыт работы от 2 лет
-
Хорошее понимание своей сферы, умение самостоятельно строить план от цели
-
Осваивает 1 новый навык за месяц-два
-
Есть уверенные знания GA, html, Photoshop, UI/UX, mail chimp, копирайтинга, почтовых клиентов
-
Умение работать с ТЗ и подрядчиками
-
Умеет вести переговоры и знает основы бизнес-переписки
Важным качеством такого человека является нацеленность на постоянное развитие:
-
Самостоятельность
-
Инициативность
-
Умение правильно строить коммуникацию (с другими отделами и клиентами)
-
Отзывчивость и готовность прийти на помощь любому из сотрудников
-
Корпоративная этика и умение защищать интересы компании
4. «Спасатель»
Следующим идет «спасатель».
Назван он так, потому что может и нового сотрудника обучить, и в реально стрессовых условиях работать, помогая всему отделу. Конечно же, есть список требований на входе:
-
Опыт работы в своей сфере более 2,5 лет
-
Наличие минимум 10 успешных кейсов, чтобы похвастаться
-
Он активный член маркетингового комьюнити в своей сфере, есть хорошая сеть бизнес-контактов
-
Может вести вебинары и выступать на мероприятиях по своей теме
-
Умеет управлять 1-2 подчиненными с помощью руководителя
Список навыков такого кандидата также имеется:
-
Подготовка новых людей
-
Помощь в проведении собраний, мероприятий
-
Есть свои идеи для развития компании
-
Умение справляться со сложными ситуациями
5. «Маэстро»
Предпоследним идет «маэстро».
По сути, это уже правая рука CMO и незаменимый член команды. У него должны быть:
-
Продвинутые знания Google Analytics, UI/UX, верстки
-
Умение руководить небольшим отделом: KPI, ставить цели, проводить анализ успехов и провалов
-
Навыки планирования работы на 3-6 месяцев
-
Уверенные знания в смежных сферах с маркетингом: SMM, PR,
-
Умение красиво писать, знание основ заголовков и рекламы, СPC, email-маркетинга, СРА, UI/UX
-
Умение писать ТЗ фрилансерам и верстать лендинги и письма, нарисовать баннер
-
Знание правил бизнес-переписки и принципов SEO
-
Понимание, как работать с блоггерами
Важные качества:
-
Способность проводить тренинги
-
Готовность взять на себя часть работы руководителя
-
Продвижение и реализация идей
-
Ответственность за конечный результат
6. «Гуру»
Завершает нашу градацию «гуру».
Это альфа-маркетолог, мегакреативщик и большой игрок, сам CMO. Для него важно:
-
Выполнение не более 30% исполнительной работы
-
Умение строить планы и стратегию отдела на 3-6 месяцев
-
Заключение стратегически важных договоров с партнерами
-
Обучение отдела и приведение его к ежемесячному выполнению цели
По сути, это более развитый «маэстро», который также имеет определенный портрет:
-
Готовность к новым задачам (непосредственно связанных с работой отделов)
-
Готовность помочь другим руководителям отделов
-
Помощь CEO в сложных вопросах
Мы собрали новую команду за два месяца
Для того чтобы между отделом маркетинга и HR-отделом не осталось каких-то непонятных моментов, мы провели несколько встреч и обсудили каждый тип кандидатов из своей таблицы, а также помогли выбрать формат для предварительного отбора потенциальных сотрудников.
Учитывая опыт нашего CMO в удаленном формате работы, кандидатов мы также решили искать удаленно, не исключая возможности работы из офиса. География кандидатов значительно расширилась, и мы достаточно быстро (за два месяца) собрали такую компанию:
-
«Гуру» (CMO)
-
«Маэстро» (лидген и правая рука CMO)
-
Три «спасателя» (SEO и PR)
-
Два «энерджайзера» (PR и SMM)
-
Два «сочных фрукта» (PR и SEO)
-
Два «свежачка» (PR и копирайтер)
Сложности реформирования
Помните, что мы сразу оставляли место для экспериментов в своей стратегии? Мы честно себе признались, что не все рекламные каналы нам хорошо знакомы, поэтому решили разу искать человека, который смог бы сам вести новое для нас направление и предложил конкретные идеи, определив количество нужных ресурсов.
Контекстная реклама
Мы знали, что это отличный способ привлечь целевую аудиторию к нам на сайт. Поэтому поступили так:
-
Нашли специалиста уровня «Спасатель»
-
Вместе со специалистом определили желаемые результаты
-
Выбрали контрольные точки по времени, чтобы узнать динамику развития канала
К нашему сожалению, мы заметили, что по бизнес-показателям компании SEO-трафик дешевле конвертируется, поэтому мы решили перекинуть больше сил именно на развитие этого канала. Соответственно, и направление контекстной рекламы мы пока отодвинули на второй план.
Медиа-реклама
Ранее мы уже использовали баннерную рекламу и своими силами выводить ее на нужный уровень уже не могли. Поэтому мы нашли еще одного «спасателя», который должен был:
-
Повысить продажи с помощью прямой баннерной рекламы на тематических порталах, сохранив положительный показатель ROI
-
Попробовать рекламу не только на сайтах с ЦА, но и в кинотеатрах
-
Сделать наши вебинары продающим инструментом
В результате мы ощутимо повысили узнаваемость бренда, а вот нужных результатов не достигли. Хотя так удалось понять, что для нас вебинары — это PR-инструмент и именно специалист по пиару должен вести это направление. А специалист, который до этого занимался направлением медиа-рекламы, сместил фокус на партнерский и CPA форматы, которые как раз показали более высокую эффективность.
Что можем посоветовать
Мы изменили формат работы компании в целом, опираясь на опыт отдела маркетинга и сделали для себя пару простых выводов, которые пригодятся любой компании:
-
Нужно ориентироваться на четкую стратегию со своими метриками и экспериментировать, чтобы более оперативно реагировать на изменения в своей сфере и одновременно проверять свои гипотезы без потерь для компании.
-
Даже при закрытии целого отдела компании можно сохранить хороших специалистов. Для этого сразу нужно очертить сферы развития специалиста и дать возможность перенаправить свои усилия в другое русло (как, например, было с вебинарами и баннерами).
Такие простые выводы помогли нам собрать команду практически за два месяца. В результате мы забыли о таком понятии, как текучка, и смогли сосредоточится на достижении нужных нам результатов.
Источник: https://rb.ru/opinion/komanda-v-edutech/