Хотите работать на Илона Маска? Согласно автору его биографии Эшли Ванс, сначала вам нужно будет ответить на следующий вопрос: «Вы стоите на поверхности Земли. Идете одну милю на юг, одну на запад и еще одну на север. Вы оказываетесь на том же самом месте, откуда начали. Где вы находитесь?».
Правильных ответов два — на Северном или Южном полюсе. Если вы не пришли к разгадке — ничего страшного, Маск нанимал и тех, кто дал неправильный ответ. К сожалению, все больше рекрутеров задает такие необычные вопросы на собеседованиях, чтобы узнать, как поведет себя кандидат в стрессовой ситуации.
«Если рекрутер видит, что вы спокойны, то, скорее всего, вас возьмут, — говорит Кайл Эм Кей, автор книги «Экономика эмоций: как построить бизнес, который все полюбят». — Однако все нервничают на собеседованиях, так что фактически рекрутеры видят поведение человека в стрессовой ситуации и без странных вопросов».
Не нужно заставлять кандидата представлять себя в нереалистичных гипотетических ситуациях
Илон Маск задает странные вопросы на собеседованиях, чтобы проверить умение кандидатов анализировать ситуацию, но некоторые рекрутеры заходят слишком далеко и придумывают слишком необычные условия.

«Вопрос вроде: “Что вы будете делать, если увидите, что к вам бежит клоун с ножом?” помогает определить, насколько внимательно вас слушает кандидат и как быстро он умеет придумывать решение проблемы, — говорит Кайл Эм Кей. — Но подобные гипотетические ситуации дают недостаточно информации и, скорее всего, кандидат попытается дать вам идеальный ответ».
Странные вопросы, не связанные с повседневными условиями работы, не помогут вам найти хорошего кандидата, считает когнитивный психолог Арт Маркман.
«Вопросы вроде "что вы будете делать, если окажетесь на необитаемом острове или в закрытой комнате", хорошо подойдут для игры в компании, но они не скажут вам, что знает кандидат и чему хочет научиться», — утверждает Маркман.
Некоторых людей такие вопросы приводят в замешательство, но это не значит, что они так себя поведут в реальных рабочих условиях.
Если вам задали на собеседовании странный вопрос-загадку, Маркман советует попросить предоставить вам больше информации: «Я бы спросил: “А что вы пытаетесь узнать, задавая этот вопрос? Вы хотите узнать, как я решаю проблемы в незнакомой мне области? Или выяснить, умею ли я подстраиваться под новые правила игры? Я не против играть по вашим правилам, но объясните, какую информацию вы хотите добыть».
Если же вы рекрутер, то ваши вопросы могут быть нестандартными, но не чересчур — просто спрашивайте о том, о чем кандидат возможно просто не задумывался. Например: «Как вы считаете, когда правительство может запретить автомобили под управлением живых людей?».
Фото: Unsplash
Социальные эксперименты бесполезны
Еще одна популярная практика на собеседованиях — это проведение социальных экспериментов. Один из друзей Кайла Эм Кея однажды дошел до последнего этапа собеседования, и на нем креативный директор спросил, не хочет ли тот стакан воды. При этом он уточнил: «Вам со льдом или без?».
«Мой друг ответил: “Можно со льдом”, а когда креативный директор принес ему воду без льда, то пристально следил за его реакцией, — рассказал Эм Кей. — Друг промолчал, потому что такая мелочь его не волновала. Но когда он получил отказ, то задумался, что, возможно, ему стоило тогда как-то отреагировать».
«Какую социальную ситуацию вы отыгрываете, когда намеренно не приносите что-то, о чем вас попросили? — прокомментировал Маркман. — Вы хотите, чтобы кто-то начал на вас ругаться на ранних этапах знакомства? Вы серьезно считаете, что это хорошая идея?».
Подобные эксперименты часто проводятся на групповых собеседованиях. В 2011 году Эм Кей работал в Apple и, по его словам, такие социальные проверки были привычной практикой.
«Кандидатов делили на группы по четыре-пять человек и давали им какой-нибудь предмет, например, провод или колонку, — рассказал Эм Кей. — Каждый должен был придумать новые функции этого предмета». При этом менторы и менеджеры внимательно следили за группой, отмечая, кто из кандидатов проявляет лидерские качества.
«Это странно, потому что компания искала людей, которые будут вносить индивидуальный вклад, а оценивала их по умению работать в команде, — сказал он. — Помещать людей в ситуации, с которыми они не столкнутся на работе, в корне неправильно».
Почему такие методы не работают
Рекрутеры должны внимательно относиться к процессу собеседования, потому что оно многое говорит кандидату о том, как устроена ваша компания. «Можно пытаться подлавливать кандидатов на чем-то, но проблема в том, что у каждого есть пробелы в какой-то области знаний, — объяснил Маркман. — Никто не нанимает тех, кто знает о своей работе абсолютно все. Люди устраиваются в те компании, которые будут помогать им расти и развиваться, а не доказывать, что они что-то умеют».
Нетрадиционные тактики проведения собеседования мешают кандидатам показать свое истинное «я», считает Эм Кей. «В итоге вы можете сделать неудачный выбор, — сказал он. — Если вы хотите найти хорошего сотрудника, то проводите собеседование так, чтобы кандидату было комфортно».
Источник: https://rb.ru/story/weird-questions/